Рушится семья — рушится государство
М. Мовтень
Главная задача любого родителя – сделать счастливыми своих детей. А можем мы сделать их счастливыми только если они будут постоянно видеть пример счастливых и гармоничных отношений в семье, дома. Таким образом, сохраняя и приумножая своё счастье, мы делаем счастливыми наших детей.
Но с каждым годом развод становится все более привычным явлением в нашем обществе, являясь серьёзной социальной проблемой, так как:
- большая часть разведённых мужчин и женщин не имеют возможности или желания вступить в повторный брак;
- увеличивается численность неполных семей, в которых ребёнок воспитывается одним из родителей;
- развод способствует росту заболеваемости в обществе, являясь психотравмирующей ситуацией;
- однажды разрушенная семья повторяет себя в будущих поколениях.
В тоже время, есть некоторые закономерности развития современного общества, предопределяющие разрыв отношений между мужем и женой.
Становится очевидным, что, по большей части, создание семьи инициируется эмоционально-чувственными причинами, а решение о разводе принимается на рационально-материальных основаниях, как говорят: «Семейная лодка разбилась о быт».
Главной причиной разводов, по мнению ряда исследователей по проблемам семьи (К. Витакер, И. И. Калачёва), является психологическая и практическая неподготовленность супругов к семейной жизни, состоящая в неподготовленности к взаимодействию, неумении сглаживать и устранять конфликты, стремлении эти конфликты усиливать, что иногда сопровождается отсутствием общих духовных интересов, жадностью и стяжательством одного из супругов, неумением вести домашнее хозяйство.
Развод родителей может стать благом для детей только в тех случаях, когда сохранение семьи, совместное проживание с обоими родителями угрожает жизни и здоровью ребёнка, физическому или психологическому. Подобного рода обстоятельства могут возникнуть, когда хотя бы один из родителей:
- систематически злоупотребляет алкоголем;
- характеризуется как бытовой садист, с хронической склонностью к семейному насилию;
- страдает психическим заболеванием, несовместимым с выполнением родительских функций.
Положение ребёнка в такой семье фактически можно интерпретировать как социально опасное, семейная ситуация безусловно требует немедленного кардинального изменения.
Во всех других случаях позитивные последствия развода родителей для детей весьма спорны. Часто в то время, когда родители испытывают облегчение, освободившись от «тяжких уз брака», дети нуждаются не только в психолого-педагогической помощи по поводу стрессового состояния. Ребёнку оказывается необходимой защита его права на любовь и общение с близкими людьми, права, которое ущемляется не менее близким человеком.
В неполных семьях создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Развод тяжело сказывается и на моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей. Дети старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течение года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течение 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступает в брак.
Воздействие развода на психику ребёнка зависит от целого ряда факторов:
- субъективного представления ребёнка о счастье семьи непосредственно до развода;
- возраста ребёнка и матери;
- степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той социальной группе, к которой принадлежит семья;
- способности оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и обеспечить ребёнку безопасное окружение.
В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребёнка меньше влияния, чем в старших возрастах. Наблюдения психологов показали, что особенно остро переживают уход отца 5-7-летние дети, прежде всего мальчики. Девочки же острее всего переживают разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет, в период интенсивного эмоционального развития. Жизнь в неполной семье неизбежно накладывает печать на формирование личности ребенка. Дети, растущие без отца, чаще относятся к категории «трудных». Среди них больше отстающих в учебе, конфликтующих с педагогами и товарищами, совершающих правонарушения. Установлено также, что дети разведенных родителей, став взрослыми, сами разводятся чаще, чем выросшие в полных семьях. И выходит, что разведенные супруги ставят под удар не только своих детей, но и будущих внуков.
Многие не понимают, или не осознают, такой простой истины, что семья – это союз не только влюблённых, но и объединённых одной целью людей, которые должны стремится к этой цели, и вместе решать проблемы, возникающие в процессе формирования семьи. Большинство людей считают, что только он может стать выходом из сложившихся обстоятельств. Во всех религиях мира семья всегда почиталась как маленький домашний храм. Разрушается семья – разрушается храм.
|