Инклюзивное или включённое образование – термин, использованный для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, Конституция РФ, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного образования.
В нашей работе мы учитываем восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В ФГОС Дошкольного образования учитываются «индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ».Одной из задач в ФГОС Дошкольного образования ставится «…обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья».
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.
В настоящее время часто происходит так называемая стихийная интеграция детей с отклонениями в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психоречевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.
Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников, как отмечают Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко (Институт коррекционной педагогики РАО), необходимо соблюдать следующие условия:
1.нормативно-правовое обеспечение;
2.создание развивающей среды;
3.программно-методическое обеспечение;
4.кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств;
5.психолого-педагогическое сопровождение.
В настоящее время наш детский сад не посещают дети с ОВЗ.
|